Аффективно респираторный синдром что это

Что такое арп

Аффективно-респираторные приступы,с точки зрения медиков,являются самым ранним проявлением обморока или истерических припадков.

Чтобы лучше понять, что именно происходит с вашим малышом, стоит для начала расшифровать название рассматриваемого нами понятия.

Слово «аффект» обозначает очень сильную неконтролируемую эмоцию, а все, что относится к понятию «респираторный», связано с органами дыхания.

Значит, АРП – это нарушения процесса дыхания, объединенные каким-то образом с эмоциональной сферой ребенка. И, как доказали исследователи, им подвержены в большей степени легковозбудимые, избалованные и капризные дети.

Первые аффективно-респираторные приступы начинаются, как правило, после полугодовалого возраста малыша и продолжаются примерно до 4-6 лет.

Кстати, хочется обратить внимание родителей, что задержка дыхания у детей происходит непроизвольно и не нарочно, хотя со стороны все выглядит так, как будто малыш притворяется. Описываемый пароксизм – скорее проявление патологического рефлекса, срабатывающего во время плача, в момент, когда малыш разом выдыхает из легких большую часть воздуха.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется.

В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений.

Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Что делать при апноэ

Апноэ во сне у новорожденного представляет серьезную опасность для здоровья. Заметив симптомы внезапной остановки дыхания у грудничка, родители должны немедленно вызвать неотложную медицинскую помощь.

В первую очередь необходимо разбудить малыша. Затем родители должны легко помассировать конечности и мочки ушей, чтобы восстановить нормальную циркуляцию крови.

Если спустя 20 секунд после остановки дыхания ребенок так и не смог сделать вдох, следует осторожно сделать несколько выдохов искусственного дыхания.

Обязательно нужно помнить, что легкие младенца невелики, и выдохи при искусственном дыхании должны быть совсем небольшими.

Кроме того, необходимо убедиться, что причиной остановки дыхания не являются инородные предметы в гортани малыша. Для этого младенца следует взять на руки, осторожно запрокинуть ему голову и тщательно изучить его горло.

Апноэ, в отличии от АРП, является очень опасным нарушением, которое требует тщательной диагностики у невролога и лечения. Столкнувшись со внезапной остановкой дыхания во сне необходимо срочно позвонить в «скорую помощь», а затем пройти все необходимые обследования.

Если приступ не представляет серьезной опасности для здоровья и успешно лечится нормализацией отношений в семье, апноэ необходимо своевременно диагностировать, во избежание усугубления заболевания.

Что это такое?

АРП в медицине имеют несколько названий: приступы задержки дыхания, аффективно-респираторный синдром. В МКБ-10 данное состояние имеет код R06 и находится в статье «Аномальное дыхание».

Слово «респираторный» означает «дыхательный», а «аффективный» — «неконтролируемая эмоция».

Во время сильных переживаний (обиды, страха, боли, плача) у ребенка происходит задержка дыхания: организм забывает, как совершать вдохи и выдохи.

Иногда такое состояние сопровождается потерей сознания.

По данным ВОЗ, АРП наблюдаются у 5% детей во всем мире. У ребят раннего возраста (с 6 месяцев до 1,5 лет) такие приступы встречаются гораздо чаще. После пяти лет подобные состояния обычно не возникают. У новорожденных и грудничков аффективно-респираторные пароксизмы также возможны, но они считаются крайне редким явлением.

Это объясняется неразвитостью центральной нервной системы. У девочек и мальчиков АРП возникают с одинаковой частотой. Но врачи отмечают, что у представителей сильного пола такие приступы прекращаются немного раньше. У мальчиков аффективно-респираторные пароксизмы проходят к трем годам, а у девочек – примерно в 4-5 лет.

АРП по разным данным, регистрируются в 10-15% случаев всех судорожных приступов у детей возрастом от 6 месяцев до 4 лет. Как правило, такие патологические состояния возникают у хитрых и умных, капризных и гипервозбудимых детей.

Аффективно-респираторный синдром у детей: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

  • Подставляет собой патологическое состояние, проявляющееся эпизодической кратковременной остановкой дыхания у детей, возникающей при выраженном эмоциональном возбуждении.
  • Все дети в разные моменты могут испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но такие эмоции не всегда сопровождаются развитием респираторных нарушений.
  • При сильном аффективном возбуждении апноэ может возникнуть при:
  • нарушении высшей нервной деятельности, обусловленной эмоциональной лабильностью и неуравновешенностью нервной системы, проявляющейся усиленной чувствительностью и эмоциональной неустойчивостью, в следствии чего дети легко поддаются возникновению аффекта, с выраженным вегетативным компонентом;
  • генетической предрасположенности, так как положительный семейный анамнез выявляется примерно у 25% детей, страдающих аффективно-респираторными приступами, что связано с наследуемым темпераментом и некоторыми особенностями вегетативных реакций;
  • ошибках в воспитании, в этом случае пароксизмы могут возникать и поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению и эмоциям, в этом случае развитие синдрома спровоцировано вседозволенностью и воспитания малыша по типу кумира семьи;
  • внутренних и внешних факторах, в этом случае развитие приступов связывают с негативным воздействием некоторых факторов, которые могут быть спровоцированы физической болью, усталостью, нервным перевозбуждением, чувством голода и фрустрацией.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами.

Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите.

Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

ПОДРОБНОСТИ:   Лечение внутричерепной гипертензии у взрослых

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения.

Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога.

Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли.

Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко.

Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани.

Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: ая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется.

Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты.

Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы.

Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает.

Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды.

Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции.

Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы.

Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
ПОДРОБНОСТИ:   Синдром артериальной гипертензии пропедевтика ⋆ Лечение Сердца

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам.

Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение.

Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Виды пароксизмов и характерные для них симптомы

Аффективно-респираторные пароксизмы могут проявляться по-разному. Исходя из этого, их классифицируют на виды.

В зависимости от клинической картины, характера спазма дыхательной мускулатуры выделяют такие типы приступов задержки дыхания у детей:

  • осложненный АРП. Проявляется выраженной гипоксией головного мозга. Задержка дыхания длится дольше минуты. У ребенка наблюдается непроизвольное мочеиспускание, судороги рук и ног;
  • простой АРП. Характеризуется кратковременной задержкой дыхания. Приступ длится не более 20 секунд. Признаки гипоксии и гиперкапнии отсутствуют;
  • белый АРП. Проявляется задержкой дыхания и обмороками. Развивается достаточно быстро. Кожа малыша в области груди, шеи и лица бледнеет;
  • синий АРП. Начинается приступ с истерики. Ребенок делает резкий и глубокий вдох, потом возникает задержка дыхания. Гиперемия эпидермальных покровов сменяется их синюшностью. Тонус мускулатуры снижается, малыш становится слабым. Возможна потеря сознания.

При простом типе АРП дыхание восстанавливается самостоятельно. При осложненном течении может потребоваться медицинская помощь. Клиническая картина аффективно-респираторных пароксизмов схожа с проявлениями эпилепсии.

Поэтому необходимо провести полноценное дифференциальное обследование. Врач может назначить анализ крови, УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ. Диагноз АРП ставится в том случае, если не выявлено никаких органических расстройств.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Медикаментозное лечение арп

Если же у вашего ребенка наблюдаются частые и тяжелые приступы задержки дыхания, то их можно купировать при помощи медикаментозного лечения, но делается это лишь по назначению врача.

Как и другие болезни нервной системы человека, АРП лечится с использованиемнейропротекторов, седативных препаратов, а также витаминов группы В. Предпочтение отдают, как правило, лекарственным средствам «Пантогам», «Пантокальцин», «Глицин», «Фенибут», а также глютаминовой кислоте. Курс лечения длится примерно 2 месяца.

Седативные препараты для детей лучше заменять настоями успокоительных трав или готовыми экстрактами пустырника, корней пиона и т. п.

Кстати, дозы рассчитываются в зависимости от возраста малыша (одна капля на год жизни).

Например, если ребенку 4 года, то ему следует принимать по 4 капли лекарства трижды в день (курс — от двух недель до месяца). Хороший эффект дают также и ванны с хвойным экстрактом и морской солью.

Если же у ребенка приступы трудно купируются, и их сопровождают судороги, причины которых мы рассматривали выше, то в процессе лечения используются транквилизаторы «Атаракс», «Тералиджен» и «Грандаксин».

Несколько слов напоследок

Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.

Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно «перерастает» описанные пароксизмы.

Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.

Помните: ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с данной разновидностью истерики, он не может остановиться, и это, кстати, его очень пугает. Помогите ему разорвать этот замкнутый круг.

Разговаривайте с ним, а не кричите, проявляйте максимум терпения и любви, отвлекайте, переключайте внимание на что-то приятное, но при этом не поддавайтесь на явные попытки со стороны малыша управлять вами при помощи приступов. Если вы уловите эту грань, то медикаментозное лечение, вам, скорее всего, не понадобится! Удачи и здоровья!

Несколько советов по предотвращению новых приступов закатывания

  1. Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей.

    Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.

  2. Помните о том, как дети воспринимают запреты.

    Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.

  3. Объясняйте ребенку, что с ним происходит.

    Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».

  4. Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».
ПОДРОБНОСТИ:   Что такое КТР плода на УЗИ при беременности?

Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.

Опасно ли это для ребенка?

Аффективно-респираторный приступ: причины, лечение, формы, диагностика

Также АРП повышают вероятность снижения уровня психического и интеллектуального развития ребенка. Малыш с приступами задержки дыхания может иметь плохую успеваемость в школе.

Иногда наблюдаются и соматические нарушения: гипоксия структур головного мозга, снижение активности альвеол в тканях легких, повышенная агрегация эритроцитов. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с педиатром, кардиологом, неврологом.

Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.

В большинстве случаев аффективно-респираторные пароксизмы не сказываются негативно на жизни и здоровье ребенка. Дети перерастают такие приступы. Многое зависит от отношения родителей.

Но иногда педиатры рекомендуют прием седативных лекарственных средств. Давать успокоительные препараты во время приступа нельзя. Это опасно аспирацией и остановкой дыхания.

Если причина приступов заключается в недостатке полезных веществ, тогда педиатр выписывает витаминно-минеральные комплексы для восполнения дефицита.

Во время приступа с судорогами родители должны действовать следующим образом:

  • уложить ребенка на ровную поверхность;
  • повернуть голову набок. Это нужно для того, чтобы малыш не задохнулся рвотными массами, в случае, если его стошнит;
  • брызнуть на лицо холодную воду;
  • осторожно пощекотать кроху.

Важно сохранять спокойствие, разговаривать тихо. Нервная обстановка может усугубить ситуацию. В тяжелых случаях лучше вызывать скорую помощь. При труднокупирующихся приступах задержки дыхания могут назначаться транквилизаторы Грандаксин, Атаракс, Тералиджен.

В составе комплексного лечения также нередко рекомендуются физиотерапевтические методики:

  • хвойно-морские ванны;
  • массаж.

Родителям важно пересмотреть свой подход к воспитанию ребенка. Ведь АРП обычно возникает у гиперопекаемых малышей либо у детей, которые испытывают недостаток внимания и заботы со стороны мамы и папы. Необходимо поддерживать свое чадо, но при этом знать меру, давать ребенку проявлять самостоятельность. При этом малыш должен понимать границы дозволенного.

Если причина развития АРП заключается в стрессовых ситуациях, то нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Ребенок не должен расти в атмосфере постоянных криков, ссор. Родителям может быть рекомендован курс психотерапии. Также следует пересмотреть режим дня ребенка.

Важно составить график и четко его придерживаться. Малышу нужно обеспечить здоровый досуг. При часто повторяющихся приступах задержки дыхания важно следить за тем, чтобы малыш недолго просматривал мультфильмы и телепередачи. Компьютерные игры, которые вызывают сильные эмоциональные переживания, лучше заменить на более спокойные и полезные развлечения.

Причины возникновения

Дети более эмоциональны, чем взрослые. Злость, страх, обида, разочарование проявляются у малышей более выражено. Но далеко не все ребята страдают от АРП. Этиология заболевания изучалась долгое время.

В результате было установлено, что аффективно-респираторные пароксизмы у детей возникают по таким причинам:

  • плохая наследственность. Примерно четвертая часть малышей с АРП имеет родственников, у которых тоже были подобные приступы. Медики отмечают, что дети наследуют не саму склонность к задержкам дыхания, а тип ЦНС;
  • экзогенные и эндогенные факторы. К ним относятся физическая усталость, боль, сильное чувство голода, психоэмоциональное напряжение, стресс;
  • особенности функционирования центральной нервной системы. Чувствительные, неуравновешенные, впечатлительные, мнительные, эмоционально неустойчивые лица гораздо чаще сталкиваются с приступами задержки дыхания;
  • ошибки при воспитании. Часто АРП наблюдается у детей, к поведению и эмоциям которых родители относятся неправильно. Приступы обычно возникают у тех малышей, которым многое позволяется.

В ряде случаев врачи не могут установить точную причину появления АРП у детей. Это объясняется тем, что на развитие приступов задержки дыхания влияют разные факторы.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Профилактика

Для профилактики аффективно-респираторных пароксизмов у ребенка специалисты дают родителям такие рекомендации:

  • не кричать и не наказывать малыша. Лучше постараться спокойно объяснить крохе, в чем он неправ;
  • относиться к ребенку как к взрослому. Важно учитывать мнение малыша, его интересы, предпочтения;
  • обеспечить рациональное, сбалансированное питание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не был голодным;
  • если малыш капризничает, плачет, то надо переключить его внимание с волнующей его проблемы, успокоить. Это не даст развиться эмоциональной реакции.

Доктор Комаровский о аффективно-респираторных приступах у детей:

Таким образом, аффективно-респираторные пароксизмы не представляют большой опасности для жизни крохи. Но их нужно лечить, чтобы предотвратить возникновение серьезных последствий.

Важно выявить и устранить причину развития приступов задержки дыхания. Подходить к решению проблемы важно комплексно. Заниматься самолечением нельзя.

Требуется строго придерживаться предложенной врачом схемы терапии, проводить профилактические мероприятия.

Adblock
detector