Перегрев у ребенка симптомы и лечение — Лечение

Как не допустить?

Лучше всего не допускать перегрева, чем потом лечить кроху. Меры профилактики очень простые, но почему-то не все родители их соблюдают. Отличные рекомендации дает доктор Комаровский: они легко выполнимы:

  • Температурный режим в доме не должен превышать 19-22 градуса. При такой температуре в помещении ребенок может быть одет в хлопковый костюмчик и не нуждается в дополнительном слое одежды.
  • Правильная одежда во время прогулки не должна предполагать больше слоев, чем на взрослом. Старайтесь, чтобы все вещи были выполнены из натуральных тканей: синтетическая одежда создает парниковый эффект.
  • В жаркую погоду нужно гулять утром до 11 часов или вечером после 16.00: в полдень на улицу лучше не выходить и избегать солнечных лучей.
  • В первый год жизни ребенка лучше не выезжать на морские курорты, поскольку резкая смена климата может отрицательно сказаться на здоровье крохи. Лучшим местом для отдыха станет лес или речка.
  • Поите кроху чистой водой. Сладкие напитки давать не нужно.
  • Не перекармливайте малыша тяжелой пищей, особенно в жаркую погоду. Самый сытный прием пищи должен быть в вечернее время.
  • Летом при выходе на улицу обязательно одевайте малышу головной убор, больше находитесь в тени.
  • При необходимости пользуйте кондиционерами в помещении, если охладить комнату другим способом нет возможности. Во время работы прибора лучше вынести ребенка из комнаты, поскольку направленные потоки холодного воздуха могут привести к простуде или воспалению легких.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит избежать перегрева и сохранить здоровье крохе.

Терморегуляция новорожденных

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир – из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела.

Этим занимается в организме система терморегуляции – ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев. Однако, у ребенка вследствие его возраста терморегуляция еще слабая. За чет этого необходимо создавать особые условия по уходу при рождении и в его первые месяцы жизни.

Как работает система

Терморегуляция работает достаточно просто – при замерзании активируется механизм расщепления жира и углеводов. в результате чего образуется энергия и тепло, если ребенок сильно замерзает, подключаются механизмы мышечной дрожи, позволяющие согреваться быстрее, если же происходит повышение температуры тела, кровь обычно перетекает к коже, происходит расширение кожных сосудов и лишни порции тепла уходит через кожу в атмосферу.

Однако, для ребеночка на все так просто – его механизмы поддержания тепла и постоянной температуры тела еще не совершенны, он может как быстро переохладиться в условиях холодно пространства, так и быстро перегреться даже казалось бы в обычных условиях, если будет слишком тепло одет.

И если об исключении переохлаждения заботятся все родственники, надевая по две-три шапочки даже в теплую погоду, то вот о том, что это реальная возможность перегреть ребенка и навредить ему заботливые мамы и особенно бабушки не подозревают.Чем плохо переохлаждение и перегрев

На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких – активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления – насморк, пневмония, грипп.

А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие.

Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются – «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается.

Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей – дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями – они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха.

Система терморегуляции карапуза очень несовершенная, и дозревает в первые годи жизни малыша, родителям важно научить его быстро и правильно адаптироваться к меняющимся погодным условиям и колебаниям температур. Это поможет системе терморегуляции настроить свою работу и в дальнейшем функционировать правильно.

Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается – оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С.

Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания

При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. При таких приступах перегрева у него может подскочить температура до 38°С и даже выше. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время – это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.

При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник – напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена – стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.

При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения – из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные.

Но как же на улице определить – не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки – это не признак замерзания. На самом деле все просто – положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий – вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче.

Для того, чтобы детки легко переносили любой перепад температур, не перегревались и не замерзали, необходимо выполнять несколько несложных рекомендаций ухода за малышом. Тогда ваш крошка будет закаленным и хорошо будет себя чувствовать в лютые морозы и летний зной.

Во-первых, при комнатной температуре выше 18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки – кожа тела должна дышать, а руки и ноги – активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает – прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Ребенок потеет и замерзает точно также как и вы, нет необходимости надевать на него одежды больше – его температура тала поддерживается также как у вас около 36.5-36.8°С. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми – но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек – они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха.

При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела – перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

Ребенок перегрелся

Родители должны знать симптомы перегрева детского организма, уметь своевременно оказать крохе необходимую помощь. При отсутствии адекватных действий, жизнь и здоровье малыша подвергается серьезной опасности.

Перегрев может приключится с ребенком в любое время года. Наиболее опасным сезоном является лето. В данный период характерна повышенная солнечная активность, температура воздуха достигает критически высоких цифр.

В группу риска входят светловолосые, склонные к избыточной полноте дети, малыши до 3 лет. Особенно пристально необходимо следить за состоянием младенцев первого года жизни.

Симптомы перегрева у детей

В зависимости от типа нервной системы малыш может вести себя по разному. Наиболее вероятная картина перегрева:

    1. Чрезмерная вялость или активность малыша. Внимание родителей должно сразу насторожить неадекватное поведение крохи.2. Покраснение кожных покровов, появление на теле багровых пятен.3. Младенцы до года могу показывать свое плохое самочувствие капризностью, неугомонным плачем, беспокойным верчением головой. Вращение головой это сигнал. Он сообщает — у крохи появились головные боли.4. Резко уменьшается количество мочеиспусканий. Младенцам часто приходится менять пеленки и ползунки. Отсутствие мочеиспускания более 1 часа, должно стать причиной беспокойства у родителей.5. Дети более старшего возраста могут жаловаться на головную боль, головокружение, приступы тошноты.6. Повышение температуры тела. При легких формах перегрева температура может подниматься незначительно, при тяжелых до 40° С.7. В ситуациях, когда перегрев младенца присутствует постоянно, на коже появляются высыпания в виде потницы и опрелостей.

Первая помощь крохе при перегреве

Стоит заметить, что перегрев малыши до 3 лет получают достаточно часто. Причиной этого является неправильное соблюдение молодых родителей правил по уходу за младенцами. Лишняя теплая кофточка одетая на ребенка, обогреватель у кроватки малыша, горячая вода в ванночке, может стать причиной его плохого самочувствия.

Если ребенок перегрелся, необходимо предпринять меры первой помощи. При отсутствии своевременных правильных действий, может развиться тепловой удар – состояние, угрожающее жизни маленького человека.

Правила оказания помощи при перегреве:

    — Оцените состояние крохи. При необходимости вызывайте бригаду скорой помощи.— Отнесите кроху в прохладное помещение или тень.— Включите вентилятор, обмахивайте малыша веером.— Расстегните, снимите лишнюю одежду.— Напоите ребенка. Идеальным питьем является прохладные: чистая вода, минеральная вода без газа, подкисленная вода с лимонным соком. Рекомендуется к применению специальный раствор Регидрона, приобретенный в аптеке. Давать его следует поочередно с простой водой. Поить пострадавшего необходимо дробно, часто, маленькими порциями, чтобы не возникло рвоты.— Следите за состоянием ребенка, разговаривайте с ним.— При хорошем самочувствии малыша усадите в теплую (35 -36 ° С) ванну с водой. Не стоит беспокоиться, если вода немного остынет. Купать можно в течении 10 – 15 минут.— Если ребенок плохо себя чувствует, от ванны лучше отказаться. Используйте протирания прохладной водой. Можно применять влажные компрессы. Сделайте их из мягкой ткани. Разложите компрессы на зону лба, затылка, шеи, ключиц, висков, на внутренние сгибы локтей и колен.— Для лечения опрелостей и потницы, рекомендовано применение препаратов на основе цинка, специальных кремов и лосьонов.— Детям до 3 лет, необходимо вызвать участкового педиатра на дом для осмотра крохи.

При оказании правильной помощи, в большинстве случаев перегрева, дети не нуждаются в специализированной медицинской помощи и лечении. За состоянием малышей, должны внимательно наблюдать родители в течении 3 – 5 дней. При наличии вопросов которые касаются состояния здоровья ребенка, следует обратиться к педиатру.

Тепловой удар является достаточно серьезным состоянием, которое может произойти с малышом в результате длительного перегрева.

Причиной тяжелого состояния может явиться: чрезмерная жара, укутывание ребенка в теплую и синтетическую одежду, длительное нахождение его в душном, закрытом помещении, нахождение малыша в тени в очень жаркий день, потребление малого количества жидкости. Для лечения неприятного состояния в обязательном порядке необходимо обратиться за медицинской помощью.

Успей прийти на помощь!

Симптомы теплового удара схожи по своему описанию с симптомами перегрева, отличием является значительное ухудшение состояние ребенка. Может наблюдаться следующая картина:

    1. Покраснение кожного покрова, появление багровых пятен на теле.2. Появление тяжелого частого дыхания.3. Слабость, вялость, сонливость, появление галлюцинаций.4. Липкий холодный пот.5. Повышение температуры до 40 — 41 ° С. На фоне лихорадки наблюдаются судороги.6. Горячая кожа, сухие слизистые.7. Ломота в теле, головная боль.8. Тошнота, рвота.9. Расширение зрачков.10. В крайних случаях наблюдается: потеря сознания, непроизвольное мочеиспускание, остановка сердцебиение, дыхания.

Обнаружив симптомы теплового удара у ребенка, действовать нужно незамедлительно.

Поэтапное руководство:

    — Вызовите бригаду медиков.— Отнесите малыша в тень или прохладное помещение.— Включите вентилятор. Если помощь оказывают несколько человек, можно обдувать ребенка веером.— Разденьте малыша. Обязательно уложите на спину. Подложите под его ноги валик из вещей. Следите за поведением ребенка. Если он в сознание, разговаривайте с ним, успокойте его. В случае возникновения рвоты, поверните малыша на бок.— Разложите мокрые компрессы на области висков, лба, затылка, шеи, ключиц, на внутренних сгибах локтей и колен. Воспользуйтесь влажным обтиранием, сбрызните лицо пострадавшего чистой прохладной водой. Рекомендуется завернуть ребенка во влажную простыню полностью.— Ватка смоченная нашатырным спиртом, вернет малыша в сознание. Если препарата нет, слегка похлопайте малыша по щекам.— Следите за дыханием и сердцебиением. При их отсутствии, приступайте к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. Эти процедуры помогут сохранить жизнь ребенку.— Если ребенок в сознании, напоите его. Используйте: чистую воду, минеральную воду без газа, воду слегка подслащенную сахаром.

Тщательно наблюдайте за состоянием ребенка. Если крохе стало лучше, не разрешайте ему вставать. Дождитесь бригады медиков, доверьте лечение врачам. Как правило, после теплового удара дети нуждаются в госпитализации и наблюдении специалистов. В зависимости от тяжести удара, лечение может занимать от 1 до 3 – 4 недель.

Терморегуляция у детей вопросы перегрева и замерзания. терморегуляция новорожденных. терморегуляция у новорожденных

Терморегуляция у детей — вопросы перегрева и замерзания.

терморегуляция новорожденных.

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир – из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции – ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев. Однако, у ребенка вследствие его возраста терморегуляция еще слабая. За чет этого необходимо создавать особые условия по уходу при рождении и в его первые месяцы жизни. Что же о терморегуляции необходимо знать родителям карапуза, как правильно ухаживать за малышом, как не переохладить и не перегреть кроху? Давайте разберемся.

Как работает система
терморегуляция работает достаточно просто – при замерзании активируется механизм расщепления жира и углеводов. в результате чего образуется энергия и тепло, если ребенок сильно замерзает, подключаются механизмы мышечной дрожи, позволяющие согреваться быстрее, если же происходит повышение температуры тела, кровь обычно перетекает к коже, происходит расширение кожных сосудов и лишни порции тепла уходит через кожу в атмосферу. Помогает быстрее охлаждать тело и потение – влажная кожа по закону физики охлаждается скорее. За счет этого механизма тело самостоятельно поддерживает постоянство температуры тела без резких ее колебаний при раздевании или изменении условий внешней среды.
Однако, для ребеночка на все так просто – его механизмы поддержания тепла и постоянной температуры тела еще не совершенны, он может как быстро переохладиться в условиях холодно пространства, так и быстро перегреться даже казалось бы в обычных условиях, если будет слишком тепло одет. И если об исключении переохлаждения заботятся все родственники, надевая по две-три шапочки даже в теплую погоду, то вот о том, что это реальная возможность перегреть ребенка и навредить ему заботливые мамы и особенно бабушки не подозревают.

Чем плохо переохлаждение и перегрев
На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких – активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления – насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда – родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.
А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются – «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше – влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.
Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей – дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями – они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

ПОДРОБНОСТИ:   Хрипы и свистящее дыхание – причины у взрослых и детей

Что нужно знать родителям
Система терморегуляции карапуза очень несовершенная, и дозревает в первые годи жизни малыша, родителям важно научить его быстро и правильно адаптироваться к меняющимся погодным условиям и колебаниям температур. Это поможет системе терморегуляции настроить свою работу и в дальнейшем функционировать правильно. Начинать тренировки необходимо с первых же минут жизни. Однако, чтобы правильно тренировать терморегуляцию, необходимо знать признаки перегрева и замерзания, переохлаждения ребенка, и, исходя из этих знаний, правильно организовать уход за крохой.
Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается – оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.
Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания
При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. При таких приступах перегрева у него может подскочить температура до 38°С и даже выше. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время – это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник – напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена – стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.
При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика,, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения – из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. Пи первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.
Но как же на улице определить – не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки – это не признак замерзания. На самом деле все просто – положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий – вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный – наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Практические рекомендации молодым родителям
Для того, чтобы детки легко переносили любой перепад температур, не перегревались и не замерзали, необходимо выполнять несколько несложных рекомендаций ухода за малышом. Тогда ваш крошка будет закаленным и хорошо будет себя чувствовать в лютые морозы и летний зной.

Во-первых, при комнатной температуре выше 18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки – кожа тела должна дышать, а руки и ноги – активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает – прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Ребенок потеет и замерзает точно также как и вы, нет необходимости надевать на него одежды больше – его температура тала поддерживается также как у вас около 36.5-36.8°С. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми – но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек – они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела – перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно – ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями – так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Конечно, малыш рождается с не полностью сформированной системой терморегуляции, но по мере роста ребенка она формируется и совершенствуется. Поэтому, в руках родителей здоровье и самочувствие ребенка, как они научат организм ребенка реагировать на температуру среды, так и будет в дальнейшем выполняться эта программа.

§

Молочница у ребенка

Одним из самых распространенных и крайне неприятных заболеваний новорожденных и малышей постарше является молочница (или по-научному кандидоз, грибковое заболевание). С этим заболеванием знакомы и женщины, но у них молочница в основном проявляется в виде поражения гениталий, в то время как у детей это могут быть разнообразные проявления – от поражения рта и кожи, до грибкового сепсиса. Особенно опасна молочница в первые недели жизни, когда из-за воспаления и налетов в полости рта малышу невозможно нормально кушать, что сильно отражается на самочувствии. Но откуда молочница у детей, чем она так опасна и как с ней бороться? Нужно обсудить это подробнее.

Что такое молочница?
Молочница – это разговорное понятие, оно возникло из того, что при ней налеты похожи на створоженное молоко или творожок. Этим заболеванием могут болеть как новорожденные, так и дети постарше, хотя у них конечно, болезнь встречается реже. Также кандидозом болеют женщины и даже мужчины, хотя у них кандидоз в основном является половой инфекцией.
В медицине же молочницу именуют кандидозом, так как вызывается он грибками рода Candida, особым видом дрожжевых грибков, склонных к быстрому размножению и живущих в области кожи и слизистых. В принципе, грибки являются одними из условно-патогенных микроорганизмов нашего тела, они могут отмечаться на слизистых и на коже абсолютно здоровых людей, их размножение сдерживает иммунная защита организма, поэтому. Они начинают вредить только в условиях недостаточности иммунитета или тяжелых болезней организма.

Обычно кандидоз протекает достаточно легко и не представляет опасности для жизни и здоровья малыша или взрослого, хотя бывают и достаточно серьезные случаи – особенно у новорожденных, недоношенных детей и детей больных и ослабленных. Кандидоз может проходить даже без лечения, его поборет нормальный иммунитет, но он будет приносить ребенку страдания, нарушая питание и сон ребенка, так как под налетом слизистые и кожа воспалены, а это больно. Поэтому, педиатры сразу же при постановке диагноза рекомендуют начать лечить молочницу.

Откуда инфекция?
В основном молочница возникает при заражении грибками во время родов, будь это естественное рождение или кесарево сечение. Грибки проникают сквозь открытую шейку матки, инфицируя кожи и слизистые оболочки глаз, кожи, рта и половых органов. Иногда инфекция проникает к малышу с кожи инфицированных молочницей сосков груди матери или с рук персонала. Для искусственников основным путем проникновения молочницы являются недостаточно простерилизованные соски, бутылочки и ложечки, а также широко распространенная практика облизывания мамочками упавших на пол пустышек. Предрасполагают к развитию молочницы частые срыгивания у искусственников, так как смесь во рту является питательной средой для развития инфекции.

Для развития и поддержания инфицирования предрасполагающими факторами являются физиологическое снижение иммунитета при рождении, нарушения микрофлоры или болезни системы пищеварения. При попадании кандидозных грибков в пищеварительный тракт, грибки активно расселяются по толстой кишке, но сдерживаются микрофлорой. В случае ослабления кишечного иммунитета, происходит активация кандидозной инфекции и возникает кандидоз кишечника. Он может проявляться расстройствами стула и краснотой в области ануса.

Приводят к развитию кандидоза нарушения гормонального фона, прием антибиотиков, малое количество прогулок, иссушение воздуха в помещении с высушиванием слизистых и их травмирование. В любом случае, кандидоз нельзя оставлять без внимания, его нужно быстро вылечить.

Как проявляется молочница у детей?
Зачастую первыми признаками кандидоза являются поражения на губках, язычке, десенках и щечках малыша изнутри. Поэтому, иногда еще молочницу называют дрожжевым стоматитом. Чаще всего симптомы кандидозного поражения рта возникают в первые недели жизни, хотя могут они быть и позже. Первые проявления кандидоза:
— творожистые налеты в области слизистых полости рта,
— налеты могут быть желтоватого или серого цвета, крошквидные,
При этом проявления могут быть в трех степенях тяжести. При легкой форме кандидоз проявляется образованием крупинок творожистого налета, размерами около спичечной головки, их немного, локализуются они в области языка, щек или неба.

Если молочница не лечится, она переходит в более тяжелые формы, и прогрессирует. При средней степени тяжести крупинки могут сливаться в один сплошной пласт налета, и при его удалении под налетом могут просматриваться ярко-красные оболочки, воспаленные или раздраженные. При этом налет сложно удаляется с поверхности слизистых, могут оставаться кровящие язвочки или эрозии. При тяжелой форме молочницы состояние достаточно серьезное, налет покрывает сплошняком все слизистые, могут быть видимые границы поражения молочницей по линии смыкания губ. При этом налет сныть практически невозможно. Под ним обнажается воспаленная слизистая с эрозиями, при снятии налета пленка беловатого цвета все равно остается.

Как обнаружить молочницу?
Внимательные родители быстро заметят неладное – проявления молочницы не только местные, но и общие. Прежде всего, необходимо тщательно осматривать слизистые оболочки малыша, причем не забывайте смотреть не только в ротик, но и в область гениталий у девочек, осматривайте головку пениса и область яичек мальчику. Там будет краснота и налеты.
При молочнице обычно не бывает температуры, но общее состояние страдает, малыш становится беспокойным, эмоциональным, плачет при кормлении, может отказываться от сосания груди, пустышки ли бутылки из-за боли и дискомфорта. Малыши плохо едят и могут терять вес, так как сосать им неприятно.

Первые же признаки кандидоза должны быть показаны педиатру, необходимо начинать своевременную и адекватную терапию молочницы, чтобы не дать ей распространиться и поразить кишечник и внутренние органы. А еще, если молочницу не лечить, она может перейти в хроническое состояние и резко снижать иммунитет, вызывать аллергизацию организма. При кандидозе часто бывают кожные формы аллергии.

Чего делать нельзя!
Вот чего точно не стоит делать в вопросах лечения молочницы, так это слушать советы опытных бабушек или соседок, которые «сто раз лечили молочницу!». Они могут порекомендовать вам очень сомнительные способы лечения кандидоза. Это часто приводит к дополнительным травмам слизистых оболочек во рту и инфицированию этих травм флорой рта. Тогда лечение может затянуться надолго. Не нужно стирать и отдирать белый налет с полости рта и губ. Не стоит применять для обработки бинты или марлю, необходимо обрабатывать ротик только стерильной ватой или ватными палочками. Также не стоит покупать самостоятельно без рекомендаций врача средств от молочницы, нельзя использовать буру с глицерином, мед и прочие средства народной медицины.

Как лечить молочницу?
Молочницу малышам, особенно раннего возраста, просто необходимо, так как ее проявления могут доставлять дискомфорт ребенку, нарушая ее процесс кормления, что приводит к потере веса. А еще патогенная флора резко нарушает иммунитет и помогает распространению инфекции далее – по пищеварительному тракту.

Начать необходимо с полноценной и правильной гигиены полости рта или половых органов. При грудном вскармливании необходимо следить за состоянием сосков и их инфицированием кандидами. Нельзя целовать ребенка в губы, облизывать соски малыша и ложки, важно правильно стерилизовать все игрушки, которые попадают в рот ребенка, а также посуду ребенка. Ее необходимо тщательно мыть и кипятить.

После кормления необходимо протирать ротик или давать малышу пару капель воды, чтобы смыть остатки пищи, особенно если это смеси. Также необходимо поступать, если ребенок срыгивает смесь. Прежде всего, можно начать с обработки рта раствором соды, чайную ложку пищевой соды растворяют в стакане кипяченой воды. Этим раствором нужно протирать с помощью ватки ротик несколько раз в день. Можно макать в содовый раствор пустышку, перед тем, как давать ее малышу.
Зачастую врачи назначают для лечения полости рта противогрибковые средства – нистатин, пимафуцин или кандид. В среднем лечение молочницы медикаментами длится пять-семь дней, чтобы полностью подавить развитие и вегетативных спор, и мицелия гриба. У мамы грудничка необходимо параллельно проводить лечение груди, в области ареолы и соска.

Сегодня самым основным в лечении кандидоза у малышей является раствор кандид для местного применения в глицерине. Он относительно безопасен при местном применении, не вызывает побочных эффектов, безвкусный, но может давать аллергию, и снижает эффективность при приеме параллельно с нистатином.

Ну а лучше всего проводить профилактику кандидоза у женщины еще до рождения малыша путем санации влагалища и лечения кандидоза, применения общеукрепляющих мероприятий и правильного кормления грудью. Инфицирование кандидами вероятнее при травмах сосков и трещинах. Кроме того, всегда помните, микробы вашего рта для ребенка недопустимы, поэтому не облизывайте ложек, сосок и не поднимайте их с пола. Мойте посуду и бутылочки, периодически кипятя их в растворе соды.

§

При рождении малыша мы уделяем тщательное внимание всем его органам и частям тела, но особенного внимания заслуживают крошечные ладошечки и пальчики на руках и ногах. Развитие активности ручек и ножек приводит к развитию умственных способностей и интеллекта, так как условные рефлекторные связи между ручками и корой головного мозга очень тесная. Ручки являются самым главным инструментом, который он использует при знакомстве с внешним миром. Ручками он познает собственные возможности и организм, изучает свое тело и развивает свои способности. Очень важно развитие обеих рук – и левой, и правой.

Ручки развиваются еще в утробе малыша, активно пользоваться своими ручками малыш начинает с семи месяцев жизни, он стучит изнутри по стенкам матки, пытается подносить к ротику пальчик или сосать его, они активно сжимают и разжимают кулачки. Важно стимулировать движения малыша еще внутриутробно, разговаривая с ним или поглаживая, постукивая по животику или поворачиваясь с боку на бок. Важно хвалить его за активность и его упражнения.

В период новорожденности.
У новорожденных малышей ручки плотно сжаты в кулачки, у ручек и ножек резко повышен тонус – они согнуты в суставах и приведены к телу. Малыш старается занимать привычную ему внутриутробную позу. Это не опасно и не должно вас беспокоить, до трех месяцев у детей в норме преобладает физиологический гипертонус мышц сгибателей (мышцы постепенно отвыкают быть согнутыми, как было в утробе мамы). В первые недели жизни кроха будет учиться управлять своими мышцами на теле – вертеть головкой и тянуться к предметам ручками. Первоначально он начинает распрямлять ручки и разгибать тело из эмбриональной позы, и постепенно за счет проявления интереса к игрушкам или предметам, он постепенно начинает производить действия ручками.

Первые недели ребенку спокойнее, если он спит в небольшом пространстве — на руках мамы, в слинге, плетеной корзинке, в подушке-банане, словом, чтобы пространство вокруг него как бы «обнимало» плечи и ручки. Поэтому, иногда малышам комфортнее быть в пеленках. Но по мере освоения пространства ему становится интереснее с свободными ручками – он сначала нечаянно, а потом уже и целенаправленно пытается трогать ручками окружающие его предметы. Тактильные раздражения с кожи рук и особенно подушечек пальцев посылают мощные импульсы в мозг и активируют кору на развитие.

ПОДРОБНОСТИ:   Информация для пациентов как лечится меланома III и IV стадий

Сегодня очень поддерживается практика использования одежды для малышей раннего возраста с открытыми ручками. Конечно, с закрытыми ручками малыш не травмирует себя пальчиками, так как ноготки на крохотных пальчиках длинные. Но при закрытых ручках вы лишаете малыша ценных импульсов, которые он получает при знакомстве с окружающим миром. Такое «ручное» исследование мира очень полезно ребенку, он получает важную информацию о свойствах предметов. Информация поступает постоянно – когда малыша кормят, он может трогать мамину грудь – она теплая и мягкая, когда он сидит на ручках, дотрагивается до одежды или волос, но получает информацию об их свойствах и температуре, он уже понимает разницу в приятных и не очень приятных предметах. Его мозг активно работает, перерабатывая информацию.

В возрасте трех месяцев.
Постепенно к возрасту трех месяцев тонус в ручках уходит, но пока еще пальчики на руках еще мало слушаются своего маленького хозяина. К трем месяцам ладошки ребенка раскрываются, они уже не сжимаются в кулачки во сне и при бодрствовании. При ощупывании предметов ладошками, возникает еще большее, чем ранее, разнообразие ощущений. С этого времени уже пора начинать занятия по развитию рук и стимуляции мозговой деятельности. Для этого над кроваткой можно подвесить специальные подвески с игрушками – они должны быть крупными и разными по ощущениям – мягкие, твердые, шуршащие или пищащие. Можно сначала подвесить мягкие шарики или ленточки, постепенно добавляя к ним новые игрушки. Малышам очень нравится доставать до них или попадать по ним руками.

Особенно будут вызывать интерес игрушки, которые издают различные звуки при прикасании к ним. Можно повесить над кроваткой небольшой колокольчик, бубенчики, бубен или мягкую игрушку с звоночками внутри, полезны деревянные игрушки или крупные бусы. Такие предметы будут очень полезны малышу в дальнейшем – он будет их ощупывать. Тянуться за ними и хватать их, потом пробовать их на зуб. Полезно вкладывать в ручки малыша небольшие мягкие шарики, которые сжимаются-разжимаются. Они помогают развивать координацию и моторику. Можно дать ребенку мягкий резиновый мячик, шарик с шипиками, чтобы он стимулировал активные точки на ладони и давал стимул к познанию мира. Очень важным этапом развития является способность к попаданию ручками в ротик, так малыш переходит к оральной стадии развития – изучению мира рецепторами рта. Пора уже давать ребенку в ручки первые погремушки, они должны быть удобными, безопасными и тщательно вымытыми. Их вкусно погрызть и интересно ощупывать руками.

Следующий этап развития.
Развиваются ручки малыша по особому принципу – это происходит сверху вниз, от плечиков к кисти. Примерно за год-полтора руки станут полноценными указателями и смогут совершать осознанные целенаправленные действия. До этого же периода ручки производят порой беспорядочные действия, и не всегда у ребенка получается все так, как ему или вам бы хотелось. После годика ручки смогут осуществлять действия с ложкой – ею малыш будет не стучать по всем поверхностям, а учиться кушать, сможет повторять действия за взрослыми с карандашами, расческами и другими предметами. На этапе же развития в 4-6 месяцев не требуйте от него сверхъестественных способностей.

В этом возрасте малыш будет учиться новым навыкам – если он будет лежать на спине, тогда у него будет отлично получаться хватать ручками свои ножки, разглядывать их и тащить большие пальчики ног в рот. Кроме того, ручки активно ощупывают свои стопы, перебирают пальчики на ногах и играют с ножками, сводя и разводя их.

Малыш уже умеет ловко хватать предметы двумя руками, активно трясет и играет с погремушками, которые вкладывает ему в руки взрослый, проводят пальцами по поверхностям, ощупывают игрушку со всех сторон и рассматривают ее, хватают с поверхности и кидают. Важно выбирать игрушки, которые удобны для того, чтобы их хватать и удерживать, вертеть в руках – это могут быть деревянные, пластиковые, комбинированные игрушки, шнурочки, узлы, вязаные бусики и игрушки. Важно, чтобы эти игрушки были прочными и держались на плотных шнурах. Часть игрушек можно раскидать по полу или манежу, где находится ребенок, часть поместить в кроватку. Это будет стимулировать интерес ребенка, он будет тянуться к игрушкам и хватать их.

Ручки как средство опоры.
Второе полугодие первого года жизни – это серьезная веха в развитии ручек. Они получают все более широкие полномочия и приобретают все новые функции. Без помощи ручек невозможно бы было учиться ползать, потом сидеть, вставить и потом уже и ходить. Руки ребенка играют важнейшую роль в этом процессе. Присмотритесь к тому, как ползают и сидят дети, как они начинают ходить – ручки у них основной элемент этих действий. Поползти сможет только тот ребенок, чьи ручки опираются на всю ладошку, опора распределяется на предплечье и плечо, а ноги выполняют толкательную функцию.

А как малыш садится? Он сможет сесть изначально, только удерживаясь руками за опору, полы или руки родителей, часть веса при этом распределяется именно на ручки. Руками же он будет придерживаться, и осуществлять баланс тела, так как спинка малыша еще слабовата и мышцы только учатся и тренируются держать тело ровно. Только при активной помощи рук малыш сможет вставать самостоятельно – он активно цепляется за мебель, прутья кроватки или ноги-руки взрослого, и уже распределяя часть веса на руки – встает. Если ладошка не сможет полностью раскрываться, осуществлять хватательных движений, тогда станут невозможными и эти двигательные акты.

Со второго полугодия жизни помимо общих движений тела, в которых участвуют руки, важными становятся еще и мелкие движения пальчиками – мелкая моторика. Ребенок с удовольствием берет в руки предметы, машет и стучит ими, перебирает пальчиками игрушки, тыкает в них пальчиками. Важно в этот период жизни давать крошке насладиться ощущениями разных по температуре, фактуре и плотности предметов. Давайте ему на выбор разные вещи – крупные и небольшие (но не совсем мелкие, чтобы он их не проглотил), покажите холодное и теплое, мягкое и твердое, жидкое, мягкое, пушистое, сыпучее. Если у него есть желание, давайте трогать практически все безопасные для него предметы в доме – пусть прикасается, ощупывает, рассматривает.
Сейчас самое время для того, чтобы смастерить малышу развивающий коврик с тканями разных фактур, пуговицами, бусинками, шуршалками, звенелками, открывающимися окошками, дырочками и прочими секретиками. Открывая для себя шаг за шагом новые предметы и их свойства, мозг ребенка развивается семимильными шагами. Это дает стимул для общего физического развития. За теми предметами, что хочется пощупать и достать, малыш поползет, затем встанет и пойдет.
Завтра мы продолжим разговор о ручках и их развитии.

§

Вопросы гигиены малыша всегда волновали мамочек, как неопытных и молодых, так и тех, кто имеет много детей. Ведь отношение к процессу купания тоже меняется, появляются новые методики и приспособления. Купание – это ежедневная гигиеническая, оздоровительная и иммуностимулирующая процедура. Она помогает ребёнку развиваться физически и психически. Как же правильно купаться и плавать?

Поплавки.
К полугоду почти все малыши уже настолько обожают плескаться в воде, что их оттуда не выманишь. Им нравится возиться с игрушками, плавать, лежа на папиных руках, играть с водичкой. Это доставляет столько положительных эмоций, что после принятия ванны дети с большим аппетитом едят, чувствуют себя намного лучше и спят крепче. Так купание превращается в любимый и традиционный ритуал.

Поплаваем!
В России принято купать новорожденных детей в первый же день после выписки из роддома по разрешению врача. Обычно решающим фактором является прививка БЦЖ. Если она сделана за несколько дней до выписки, то купать ребенка можно сразу же. Если — в день выписки, то лучше спустя несколько дней, при условии, что прививка заживает нормально.

Многие мамы побаиваются купать малыша до тех пор, пока у него не заживет пупочек и не отпадет покрывающая его корочка, а на месте ранки появится молодая кожа. Но педиатры склоняются к тому, что купать малыша можно, даже если пупок еще не зажил. Нужно просто добавить в воду дезинфицирующее средство (перманганат калия) и проследить, чтобы из ранки не выделялся гной или неприятный запах, свидетельствующий о воспалении.

Ванночка для крохи
До месяца ребенка можно купать в специальной детской ванночке, т.к. у новорожденного еще нет потребности в плавании.В первые дни вода должна быть достаточно теплой — 36° С. Начните с пяти минут и доведите время купания до пятнадцати. Если вы вдруг поняли, что детке что-то не нравится, то просто ополосните его водичкой и вынимайте из ванны. Постепенно увеличивайте время и снижайте температуру воды до 32° С. Это будет способствовать закалке ребенка. Температуру воды поможет измерить водный термометр. Или, чтобы понять, достаточно ли она хороша для малютки, окуните свой локоть в воду, который гораздо чувствительнее, нежели пальцы.

Детки держатся на воде, как поплавки, потому что у них повышена жировая прослойка, а удельный вес меньше, чем у взрослых. Так что не бойтесь, что ваш малыш пойдет ко дну, плавучесть у него отличная.

Полюбить купаться.
Постепенно, привыкнув к воде и научившись в ней расслабляться, малыш полюбит воду. Тогда можно смело начинать обучение плаванию.В маленькой ванночке вы, скорее всего, сможете лишь водить его вперед — назад. А вот в большой ванне уже можно поплавать по-настоящему: делать восьмерки, отталкиваться ножками от одного бортика и плыть к другому, плавать на животике. Все это с вашей помощью, конечно! А пока, на первое время, в детской ванне достаточно обычных курсирующих движений.

Важно!
Во время мытья не стоит намыливать всего малыша. Нанесите средство только на складки тела, где скапливается больше всего жировых выделений и их сложно убрать без воздействия мыла. Если вы купаете кроху в детской ванне, то положите его головку на предплечье и, поддерживая одной рукой под мышки, другой ополаскивайте тело. Некоторые мамы, чтобы освободить обе руки и как следует помыть малыша, используют специальную горку.

Мыть кроху лучше в конце купания. Начните с шеи и закончите ножками. Голову помойте перед тем, как вынуть малыша из ванны. После окончания купания заверните детку в предварительно нагретое полотенце и досуха промокните его. Чистая и сухая кожа — лучшая профилактика опрелостей.От косметических средств поры кожи забиваются, и она быстрее становится грязной. Если кожа ребенка нуждается в обработке, то смажьте ее складочки маслом. Пусть оно впитается прежде, чем вы начнете одевать малыша.

Для поддержания ребенка в чистоте, вполне хватит ежедневных гигиенических процедур — подмывайте его после опорожнения, по утрам умывайте личико, чистите носик, глазки, складочки шеи и паха, а скрученными из ваты фитильками — ушные раковины и кожу за ними.

Средства для мытья.
Иногда кожа здорового ребенка начинает вдруг шелушиться, виной тому — неправильно подобранные средства. Помните, что деток с чувствительной кожей нужно купать с добавлением травок, снимающих зуд.Если у ребенка аллергия и он подвержен экземе, то купайте его с использованием гипоаллергенных средств.

Мыло переводит жировые частицы во взвешенное состояние и с помощью воды смывает их с кожи. Не оставляйте мыло на коже больше трех минут, иначе она станет склонной к сухости.В детских средствах для купания не должно быть ароматизаторов, потому что в их производстве всегда используются химические добавки. Кроме того, они перебивают естественный, нежный, молочный запах младенца.

Подойдет ли малышу средство?
Нанесите каплю средства на небольшой участок кожи. В течение суток наблюдайте за реакцией кожи. Если раздражения нет, средство подходит.Младенческая кожа чувствительна и многие сорта мыла действуют на нее раздражающе, но обойтись без него совсем тоже нельзя.

Если у малыша появилась корочка на голове, сразу после мытья головы смажьте ее маслом, чтобы размягчить, а затем бережно несколько раз проведите по головке мягкой щеточкой для младенцев — и некоторые чешуйки легко отойдут! Достаточно сделать так несколько раз — и чешуйки навсегда исчезнут.Помните, что пользоваться нужно только специальными средствами для новорожденных.

Вечер или день? Не принципиально!
В какое время суток лучше купать малыша, вы поймете ближе к месяцу. Тогда ваш кроха уже про-демонстрирует, как он чувствует себя после ванны. Если детка сильно возбуждается и требует продолжения игры уже на суше, имеет смысл купать его по утрам. А если ванна расслабляет детку, то лучше купать его по вечерам, перед отходом ко сну. Во многих семьях вечернее купание действительно превращается в ритуал, после которого малыш с аппетитом ужинает, быстро и сладко засыпает.

Ни в какую!
Что делать, если малыш принимается плакать, едва вам стоит окунуть его в воду? Возможно, ему что-то сильно не понравилось в самый первый раз. Может быть, вода была слишком холодная или горячая. Или он хотел в этот момент кушать, а не купаться. Есть вероятность, что ему было неудобно лежать на ваших руках, когда вы опускали его в воду. А может быть, он чего-то испугался?

Если вы не можете понять причину столь яростного сопротивления, тогда просто сделайте паузу и перейдите на ежедневные обтирания. Лучше всего это делать в теплом помещении. Место, где малыш будет лежать, должно быть безопасным и удобным для него.Накройте малыша теплым полотенцем. Поставьте рядом с собой тазик с водой комфортной температуры, намочите специальную губку, выжмите ее и начинайте обтирать ею ребенка. Не раскрывайте его всего сразу. Сначала оботрите голову, затем личико и складочки шеи, тщательно протрите участки тела за ушками. Если вы часто обтираете ребенка, то достаточно использовать мыло раз в неделю. Если редко, то каждый раз делайте это с мылом. После того, как голова стала чистой, бережно обсушите ее полотенцем и накройте.

Переходите к обтиранию туловища. Разверните малыша, вытяните одну ручку и оботрите все складочки, затем то же самое повторите с другой. Тщательно протрите область паха, каждую складочку. Также хорошо и аккуратно оботрите его ножки, одну за другой. Потом переверните ребенка на животик и повторите всю процедуру.Те части тела, которые вы не обтираете, всегда должны быть прикрыты теплым полотенцем. Постарайтесь все делать быстро, точно и аккуратно, чтобы малыш не успел замерзнуть. Как только вы прекратили обтирание, сразу же оденьте малыша.

Вторая попытка.
После нескольких процедур обтирания снова предложите крохе искупаться в ванне. Есть несколько способов, как заинтересовать его в этом. Чтобы ему было комфортно, приложите голенького ребенка к груди и в такой позе наклонитесь с ним над ванной, окуная его в воду постепенно. Прижавшись к маминой груди, малыш непременно расслабится и вряд ли будет кукситься. Возможно, он даже начнет сосать грудь, а вы все равно продолжайте опускать его ванну. Главное, детка поймет, что водичка — это так же текло, уютно, комфортно и безопасно, как мамина грудь. Повторите такие совместные погружения несколько раз, и малыш постепенно привыкнет к воде.

Есть еще один трюк — это легкий массаж после ванны. Если делить его регулярно, то кроха будет знать, что после ванны его всякий раз ждет приятное удовольствие. И будет непринужденно и весело плескаться в воде.

Важно!
Не оставляйте маленького ребенка в ванной одного ни на секунду, даже если он купается в маленькой детской ванночке.Купание должно приносить вам и малышу настоящую радость и ни с чем не сравнимое удовольствие. И пусть в вашей семье оно станет не просто гигиенической процедурой, а ритуалом общения с ребенком в водной среде, доставляющим радость и покой.

§

Мам, а откуда дети берутся?» — этот простой и одновременно сложный детский вопрос зачастую ставит родителей в тупик. «Эммм… -теряются родители, — иди спроси у папы!». Что же ответить ребенку и как лучше это сделать?

Как подготовиться?
Во-первых, не стоит врать про капусту и аиста. Ребенок вырастет, а ощущение от того, что его обману¬ли, и недоверие к вам останется. К тому же у особо впечатлительных детей может развиться тревога: «А что бы было, если б меня не нашли в огороде?» или «А вдруг аист перепутал дома и принес меня другой маме?». Такие мысли особенно ярко могут проявляться у ребенка в момент стресса, когда вы в ссоре или малыш обижен на вас.

Во-вторых, продумайте заранее, что вы дословно будете говорить ребенку. В таких ситуациях даже самый заправский краснобай может растеряться. В-третьих, поймите сами для себя, что ничего «такого» ни в вопросе ребенка, ни в вашем ответе нет. Это интерес ребенка ко всему живому, а не свидетельство его испорченности. И вы описываете анатомию человека.

ПОДРОБНОСТИ:   Метоклопрамид - инструкция по применению, аналоги, отзывы, цена

Что сказать?
Шаг 1. Выясните у ребенка, что конкретно он хочет знать. Отвечайте ему в том же русле. На вопрос: «Что конкретно тебя интересует о появлении детей?» малыш может ответить: «Ну, вот Димка из третьего подъезда сказал, что он родился в Рязани…».

Шаг 2. Расскажите правду на языке ребенка, будь ему 3, 6 или 10 лет. Если вы решили пока не говорить на тему секса и не употреблять специфические словечки, можно просто сказать: «Дети появляются тогда, когда мужчина и женщина любят друг друга, ложатся вместе в одну постель, они занимаются любовью и т.д.». Рассказ далее зависит от того, насколько вы решите раскрыть ребенку подробности.

Шаг 3. Не осуждайте ребенка за «взрослые» вопросы. Объясните, что это не постыдные, а интимные те¬мы. Для детей это обыкновенный вопрос, такой же как: «А почему небо голубое?». Если не хотите пока это обсуждать, установите дату, когда вы соберетесь с силами и будете готовы поговорить с ребенком. Не отнекивайтесь и не откладывайте в долгий ящик: «Вырастешь — поймешь». С этим вопросом он может подойти к любому старшему, и неизвестно, какой ответ он получит.

Если у вас ребенок младшего школьного возраста, а таких вопросов не задает, стоит самому начать эту тему. Можно показать на беременную женщину и спросить, знает ли он, почему у женщины такой большой живот? Далее — по плану: как ребеночек попал в животик, потом — как будет рождаться.

потренируйтесь перед зеркалом — обратите внимание на свои жесты, мимику. Не выдает ли «невербалка» вашего смущения, негодования или неуверенности. Ребенок будет чувствовать ту же неловкость, что и вы. И может подумать, что это он задает плохие, «стыдные» вопросы.

Примерный текст
Для первого раза можно сказать, что дети рождаются из маминого животика. Ваш ребенок может спросить: «А как они туда по¬падают?». Если в ответ на это вы хотите описать процесс общими словами, то можно бегло пробежаться по курсу анатомии. «У мамы в животике есть клеточка. Когда мама с папой вместе спят, папина клеточка проникает в мамин животик по специальным каналам и соединяется с маминой, получается одна общая клеточка. Она вырастает в маленького человечка, который потом рождается из животика. Чтобы родить человечка, мама едет в роддом, и там доктор помогает родиться ребеночку».

Я не могу
Одна из особенностей нашего менталитета — желание обойти щекотливый вопрос об этом. Поэтому наши дети малограмотны в деторождении, зато просвещены о развратности вдоль и поперек. Это из-за того, что мы, взрослые, не даем им направление, не учим правильно относиться к сексуальным отношениям. И дети стремятся узнать обо всем этом самостоятельно, часто из подозрительных источников. Конечно, не у всех родителей хватит смелости и духа сесть и так запросто поболтать с ребенком о делах сексуальных. Хорошим подспорьем в этом вопросе послужит литература для детей и родителей. Подробнее о такой литературе расскажем ниже.

Если сами никак, стоит купить ему умную книжку: ведь в магазинах масса подобных изданий? Главное, сначала внимательно изучить ее в укромном месте и только потом, одобрив, предлагать ребенку.

Книжки про интрижки… и не только.
Начнем, пожалуй, с книги «Детям о сексе! Про «это» по секрету» Венди Дарвилл и Келен Пауэлл. Из-за изобилия иллюстраций и недостатка текста это произведение, скорее, можно отнести к разряду комиксов. Сначала малышам с помощью на¬малеванных на скорую руку картинок рассказывают, что любовь — понятие многогранное. Например, можно любить всяких богов, а параллельно любить еще и клубничный торт.

Иногда любовь трудна, повествуют авторы, когда объект воздыхания не слишком похож на тебя самого — например, если он инопланетянин. По мнению Венди и Келен, в порядке вещей поведать малышам и о том, что любовь возникает между однополыми людьми. Авторы учат: с тем, кого любишь, можно кокетничать, активно хлопая глазами, и показывать ему прекрасные вещи, типа любимой ракушки, злостной черной кошки или портрета «дяди Лейфа из Америки».

А потом начинается самое интересное — то, ради чего, собственно, родители и собирались купить эту книгу. Цитата: «У мужчины впереди есть краник. У женщины — пучок волос, а в нем — дырочка. Здорово, если люди хотят вместе иметь детей. Краник отлично помещается в дырочку. Через какое-то время краник выпускает немного липкой белой жидкости». Дальше — больше. Картина соития «в разрезе», видимо, признана вызвать у ребенка кошмары на долгие-долгие годы, как и жизнерадостные иллюстрации шести сексуальных поз, эрогенных зон на телах расплющенных мальчики и девочки, а также иллюстрации анального секса.

Возникает вопрос: если все это было написано ради прикола, чисто позабавить взрослых, книжка получилась просто супер. Однако в аннотации говорится, что, во-первых, это энциклопедия для детей 5-8 лет, во-вторых, это «познавательная и справочная литература». И, в-третьих, написана «известными американскими специалистами по семейным отношениям и планированию семьи» и (о, ужас!) «преподавателями основ сексуального воспитания в начальной школе».

Лучше мягко рассказать ребенку правду, называя вещи своими именами, нежели использовать лже-названия: «краники, «пещерка, «трубочка»… Во-первых, с такими «прикрытиями» сложно не рассмеяться самому. Во-вторых, это коверкает представление о действительности. Делаем выводы и закрываем эту книжку навсегда.

«Пап, у меня вопрос…»
Отчаиваться, однако, не стоит. Есть книги, которые не стесняются называть человеческие органы своими именами: «краник» — пенисом, а «дырочку в пучке волос» — вульвой. Все это, как, впрочем, и сам процесс рождения, наглядно проиллюстрировано. Проблема в другом: хоть издание и предназначено для маленьких детей, что указано в названии «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» (редактор — французский психолог Виржини Дюмон), а просто чтением вслух не отделаешься, придется отвечать на вопросы.

Цитата из главы «Как взрослые любят друг друга?»: «Заниматься любовью — это значит обнимать и ласкать друг друга. В эти минуты мужчина и женщина становятся очень близки, их тела тесно прижаты друг к другу. Пенис увеличивается в размерах и проникает внутрь женщины, в ее половые органы. Заниматься любовью очень приятно. Эти минуты особой близости, когда влюбленные забывают обо всем на свете, называют интимными отношениями». А теперь скажите честно, сможете, не залившись при этом краской, ответить 5-летнему человеку на вопрос: «А что такое половые органы женщины и как пенис туда «проникает»?». Если сможете, смело покупайте эту до¬вольно симпатичную книжку с более-менее нормальными картинками.

Удачная подача
Интересно, на мой взгляд, материал подан в книге голландского писателя Петера Готхардта «История о том, как мама стала мамой, а папа — папой». Ее главная героиня — девочка Даша. Ей всего четыре года, но ребенок горит желанием разобраться, почему чем-то она похожа на маму, а чему-то — на папу. Книжка хороша тем, что написана в виде сказки: Даше помогают пушистая кошка Мурка и плюшевый друг мишка — они забавно комментируют историю появления девочки на свет. Да и картинки тут добрые, порой даже смешные, то есть точно не испугают ребенка и не вгонят в краску родителей.

Откуда
Книга шведской писательницы Катерины Януш «Как я появился на свет» написана, с одной стороны, легко, с другой — вдумчиво и корректно. Маленький мальчик рассказывает, что сначала он был головастиком в мешочке у папы и клеточкой в животике у мамы, а потом эти головастик и клеточка соединились. Процесс соединения описывается весьма тактично, а главное, малыш объясняет, что произошло все только благодаря любви мамы и папы и их большому желанию зачать ребенка. Цитата: «А почему у одних рождаются мальчики, а у других — девочки? Дело в том, что папины головастики бывают двух видов — головастики-девочки и головастики-мальчики. Если с маминой клеточкой соединиться головастик — мальчик…» ну и так далее. Все понятно, правда?

Кроме того, доступным для пятилетки языком в книжке рассказывается о двойняшках и тройняшках, о детях «из пробирки» и даже кесаревом сечении; объясняется, откуда берутся мамы-одиночки и что такое приемные семьи. А еще здесь очень веселые и добрые картинки. Пред¬ставьте себе: стоит довольная беременная мама и ест клубнику, а в это время у нее в животике сидит кроха и жмурится от наслаждения в пред¬вкушении этой самой клубники.

§

Для тех, кто постесняется спросить

Как ни странно, в разделе, который можно условно назвать «дошкольникам о сексе», встречается и гораздо более серьезная, но от этого не менее значимая для полового воспитания книга — «Библия секса» Пола Джоанидиса. Единственный ее минус — чересчур восторженное предисловие переводчика: «Книга так хороша, что ее можно читать и перечитывать. А лучше учить наизусть». Так и хочется спросить: когда зубрить-то начинать?

«Библия секса» написана доступным и совершенно не вульгарным языком, вот только исключительно для взрослых. Вместе с тем, это именно та книга, которую стоит «подбросить» подростку, когда у него еще остается масса вопросов, но неловко задать их родителям.

Пока же малыш невелик, мамам и папам можно порекомендовать главу № 43 «Разъясняя секс детям». Здесь, в частности, подробно рассказывается о неосознанной мастурбации и о том, как правильно на нее реагировать, чем отличается моча от эякуляции и как, не вызвав неприязнь к сексу, уберечь ребенка от возможного сексуального насилия, а также что делать, если кроха «застукал» маму с папой «в процессе», так сказать. В целом, достаточно разумный, научно-популярный и, что опять-таки приятно, не пошлый подход.

Самое важное — быть осторожным в интонациях. Нельзя создавать впечатление, что это «стыдно», «плохо», «неприлично». В то же время необходимо объяснить, что разговаривать об этом в обществе не принято, как не принято обсуждать поход в туалет. Все это — далеко не полный перечень детской «сексуальной литературы». В магазинах предлагаются десятки подобных книг. К счастью, большинство из представленных в «книжных» изданий можно найти в районной библиотеке. Там, просмотрев несколько «энциклопедий», вы сможете, не торопясь, определиться, какая из книг наилучшим образом подойдет именно для вашей семьи.

Сам узнает!
Большинство ранних сексуальных травм – будь то изнасилование или другой нежелательный сексуальный опыт, а также его последствия: незапланированная беременность, аборт, выкидыш, воспитание детей в одиночку и прочее — результат неграмотности и отсутствии сексуального образования. Что мешает родителям поговорить об этом раньше — смущение, нежелание общаться со своими детьми, неумение правильно подать информацию, откладывание «на попозже». Но «позже» может быть поздно!
К неудачным последствиям также относятся незнание о различных болезнях, передающихся половым путем.

Если верить имеющейся на сегодняшней день статистике, на вопрос, откуда они почерпнули теоретическую информацию о половой жизни, 53% подростков ответили: из книг и журналов; 38% — из фильмов, телепрограмм, Интернета; остальные — от знакомых, друзей, родителей. К сожалению и сегодня, в XXI веке, родителей, готовых свободно говорить о сексе с собственными детьми, совсем мало. Виной тому наше воспитание, гиперболизированная стеснительность, а порой самое настоящее ханжество.

«Мы интимную сторону жизни со своими родителями не обсуждали, и ничего. Дошли до всего своим умом». Хочется воскликнуть: не потому ли среди наших сограждан так часто встречаются сексуально неудовлетворенные мужчины и женщины?! Не потому ли расцветают пышным цветом СПИД, венерические заболевания и ранние аборты?!

Я уверена, что рассказывать о том, откуда берутся дети и что такое безопасный секс, так же важно и нормально — как научить ребенка пользоваться зубной щеткой и соблюдать правила дорожного движения. Родители обязаны делать это, если хотят здорового, полноценного будущего для своего чада.
Ребенок правильнее воспримет разговор об «этом» и сформирует верное отношении к сексу, если в вашей семье все благополучно и в сознании чада четко очерчены образы отца и матери.

Когда?
Официальная медицина заверяет нас: у ребенка с нормальным развитием нет сексуальных интересов до подросткового возраста. Эти интересы проявляются по мере полового созревания мальчиков и девочек. Впрочем, вопрос «откуда берутся дети» начинает интересовать малышей уже с 3-4 летнего возраста. По мнению специалистов, с детьми нужно разговаривать соответственно их возрасту. Раскрывая трехлетнему малышу тайну деторождения, не стоит углубляться. Достаточно рассказать о папе, маме, животике и семечке, которое в нем прорастает. Со старшими детьми все куда серьезнее. Если до сих пор между родителями и ребенком царило взаимопонимание, разговаривать на деликатные темы легче. Если же в семье согласия не было и нет, придется ох как непросто.

Как?
Желая помочь родителям, опытные психологи составили список рекомендаций, которых следует придерживаться, объясняя, откуда берутся дети и что такое секс:

1. Не старайтесь объяснить ребенку все за час. Сексуальное просвещение — процесс постепенный. Вы будете еще не раз возвращаться к разговору, отвечая на тот или иной вопрос.

Пример из жизни: Пятилетний карапуз моих друзей как-то на кухне, когда мы с ним пирожки лепили, спросил у меня, нашли ли меня в капусте или аист принес. Я ответила, что аист принес. И тут меня начали просвещать… Оказывается, дружку из детского садика все довольно подробно родители описали. Он мне рассказал историю, что мальчик с девочкой очень-очень сильно друг к другу прижимаются, и вот — малыш готов. А потом спросил немного испуганно, что будет, если он сильно к шкафу прижмется… Ну или к карусельке страшной… Я уверила его, что «получеловеко-шкафов» у него не появится.

2. Во время разговора постарайтесь не напустить туман и не заостряйте внимания на деталях.

3. Если вы услышали вопрос со словами, скорее всего, услышанными от старших детей, («гомосексуалисты», «заниматься любовью», «инцест») — постарайтесь спокойно и доступно объяснить их значение без лишних, травмирующих психику ребенка подробностей.

4. Ни в коем случае не кричите и не наказывайте ребенка за мастурбацию, найденный в его кармане презерватив или картинки с «обнаженкой», Отнеситесь к этому по-философски. А лучше с юмором.

5. Не запугивайте ребенка венерическими заболеваниями, беременностями и т.п.

6. Реагируйте на вопросы и разговоры о сексе спокойно. В конце концов, все мы этим занимаемся. Если вы начнете нервничать, напускать таинственность, хихикать, говорить о физической стороне любви пренебрежительно, вы рискуете заложить в ребенка нездоровый интерес к половым отношениям. Пусть ваши слова не отдают ханжеством, но и не призывают к распущенности.

7.Говорите ему правду. Забудьте бабушкины сказки об аистах и капусте.

Психологи спорят. Мнение №1
Сексуальное просвещение имеет разные формы. Например, в Европе уже давно молодежь имеет доступ к специальным образовательным программам в Интернете, юноши и девушки могут получить ответы сексолога на любые интересующие их вопросы в режиме онлайн. Они также могут обратиться в службу доверия. Существует масса специализированной литературы по сексуальному просвещению. То же самое сегодня можно найти и в нашей стране. Хорошо, когда родители говорят с детьми на тему секса, основываясь на личном опыте, а не руко¬ книжной теорией. Я не говорю о смаковании деталей, я говорю о том, что можно и дозволено рассказать.

Мнение №2
Родители не очень подходят на роль сексуальных просветителей. Между ребенком и матерью (отцом) так или иначе возникнет некоторое напряжение. Конечно, рассказы о сексе — это рассказы, прежде всего, основанные на личном опыте. Существует опасность, что воображение подростка начнет рисовать картины с участием родителей. Это, поверьте, не улучшает отношения в семье. Но что нам остается?

Обратимся к истории, в первобытном обществе в сексуальную жизнь молодых людей вводили не родители, а специальные наставники. Дворяне направляли 14-15 летних сыновей в публичные дома.

Как обстоит дело сегодня? Дети в этом плане предоставлены сами себе. Есть так называемое самообразование, сверстники, школа… Однако школьные учителя, в силу воспитания, стесняются говорить с учениками на «такие» темы. Поэтому, нужны специально обученные педагоги, которые могли бы тактично и грамотно донести до детей, что такое анатомия и физиология, что такое нормы безопасного секса, контрацепция. Наша страна должна распрощаться с заблуждением, что сексуальное просвещение опаснее СПИДа.

Психологи спорят о том, кто должен рассказать ребенку о сексе и есть ли необходимость в спец.предмете в школе, однако специалисты говорят в один голос: узнать о половых отношениях ребенок должен из уст взрослого (а не сверстника или из СМИ), подготовленного к такой беседе.

Анекдоты в тему
Пришел Петя к родителям и спрашивает:
— Откуда дети берутся?
— А по-разному, — отвечает мама. — Тебя мы в капусте нашли, братика твоего — в малиннике, сестричку — под смородинкой.
Через неделю вызывают Петину маму в школу, и учительница говорит:
— Посмотрите, что ваш мальчик в сочинении написал. Мама читает; «… вот уже более четверти века мои предки размножаются вегетативно, не зная радости полового общения».
***
Обнаружив у сына эротический журнал, мать с криками бросилась к отцу:
— Ты посмотри, что я у него нашла! Безобразие!
— Действительно, безобразие, — спокойно заметил родитель. — Нет, чтоб отцу дать почитать, он прячет…

Adblock
detector