Как научить складывать слоги 🚩 как научить ребенка читать слитно 🚩 Школы

Звуко-буквенный метод научения чтению

В основе звуко-буквенного метода лежит простой тезис: если в самом начале ребенок начинает воспринимать не буквы, а звуки, то вполне логично именно с них и начинать обучение чтению. Именно в этом и заключается преимущество звуко-буквенного метода над слоговым чтением.

Слоговое чтение имеет еще один существенный, по мнению сторонников звуко-буквенного метода недостаток. Чтение по слогам не позволяет ребенку воспринимать текст целиком, а значит – уловить смысл его содержания. Принцип «от простого к сложному» также соблюдается далеко не всегда, поскольку система символов довольно сложна.

Игрушечные буквы
Изучать игрушечные буквы намного интереснее

Первый этап обучения предполагает развитие у ребенка мотивации к обучению. Это достигается благодаря включению в процесс занятия материалов об истории возникновения букв, различных системах письменности, принятых в странах мира.

Затем ребенок начинает приучаться к осознанному восприятию звуков. Он внимательно вслушивается в каждый звук, стараясь запомнить его. В памяти формируется первичная база звуков, которую ребенок впоследствии начинает классифицировать, выделяя гласные и согласные звуки, запоминая, чем именно они отличаются друг от друга.

Следующий этап обучения – буквенный. Для того, чтобы ребенок максимально эффективно усваивал предложенный ему материал, для занятий можно использовать яркие плакаты с буквами и картинками. Однако использовать этот метод нужно с осторожностью и чередовать изображения так, чтобы ребенок не ассоциировал с буквой один конкретно взятый образ.

Игра: найди слова на букву
Игра: найди слова на букву О

Важно также, чтобы у ребенка было хорошо развито фонематическое восприятие речи и он мог безошибочно назвать звук, который он слышит в начале или в конце каждого названного слова.

Как научить ребенка делить слова на слоги? | дети | детская психология и развитие

  • Обучила ребенка (1 класс) глобальному чтению в свое время, читает отлично, но делить слова на слоги не умеет. Сегодня было – слово КАРЕТА, сколько слогов? ответ – шесть. Напоминаю про правило “сколько в слове гласных, столько и слогов”, гласные считает верно, три гласных. Снова спрашиваю – сколько слогов? ответ: шесть! сколько гласных? ответ: тримда…. мучаюсь.Как научить побыстрей делить слова на слоги? в школе уже перенос слов проходят, надо побыстрей бы, поэффективней. Подскажите, буду благодарна
  • Сколько раз рот открыл, столько и слогов. Рисуйте дуги, палочки, обводите конкретные слоги, возьмите кубики. А правило “Сколько гласных – столько слогов” почему не понимает?Сейчас еще перенос наложится, а там конкретно по правилам надо действовать. Спросите, а как им в школе объясняли?
  • А что такое глобальное чтение?А когда читать научили?
  • Это умение легко наработать, прохлопывая слово, растягивая гласные и произнося певуче. Попробуйте сначала сами, потом покажите ребенку.
  • не получается это, не слышит она будто.ходим к логопеду третий год
  • во! классно про “Сколько раз рот открыл, столько и слогов”, спасибоне понимает, потому что отстае(( ЗПР не ставят, но проблем массаа дуги-палочки где рисовать?
  • по карточкам, до методу Гленна Доманав 4,5 года научила
  • Этому способу обучаются с легкостью дети любого возраста с логопедическими проблемами. Значит, претензии к логопеду, что не научил.
  • нда…. что делать-то….
  • Дуги – под словом, дугами выделяются слоги. А можно и палочками слово разделять на слоги. Рот открыл – палочку нарисовал))Давно в школе начали слоги изучать?
  • Нарабатывать. Это как научить зубы чистить – тоже навык. Определенные движения, которые доводятся до автоматизма. Сделанное на таком уровне, а не объяснений, дает чувство языка.
  • спасибо, поняла.как давно? с 1 сентября, наверное
  • В саду сына научили так – хлопать на каждую гласную. Сколько гласных, столько хлопков, столько звуков. Сразу все понял.Может как в садике поучить?
  • не понимает, хлопает и на согласные тоже, вразнобой
  • Историй таких слышала массу, не надо было учить читать раньше времениони читают как роботы, не деля на слоги (ваш ребенок не первый и не последний, встречала таких и не мало), еще есть такие которые не дочитывают до конца и пытаются угадать конец слова, не видя как будто последних букв, дети не понимают чего от них хотят. Попробуйте нанять репетитора, сами думаю не справитесь. Дальше будет только хуже, начнется перенос слов, ударения, ударная безударная, завязнете совсем.
  • Мне как-то знакомая учитель начальной школы посоветовала не хлопать, а представить, что ты на стадионе, твоя команда наз-ся КАРЕТА, и ты за неё болеешь: КА-РЕ-ТА, ка-ре-та и т.д.
  • нашим тоже так говорили, только в теме про ударения)
  • 1, логопед тоже так говорил, что ни в коем разе нельзя этими методиками пользоваться.
  • Пользоваться можно, только с умом все надо делать). А то читать научили, а дальше все- мы для ребенка все сделали.Читает – это здорово, а в слова поиграть? А буковки отдельные поискать?. А рифмы поотмечать? и т.д и т.д
  • Вроде про ударение, это позвать надо, или нет?ка-реееее-та, ма-рииии-на
  • Руку под подбородок, сколько раз подбородок до руки дотронулся – столько и слогов. Наших так в саду научили
  • И так тоже делали. Короче, громко проскандировать)Кричать, как через речку. Ударный слог протянуть длиннее, чтобы звук полетел. Получается и ударение и по слогам.
  • 100 Так же учил логопед в саду и в школе так учат
  • Прохлопывать слоги. У логопеда у нас дети громко проговаривают и хлопают
  • о! спасибо!!! классный совет
  • да кто знал… я думала они в 1м классе лишь читать учатся (свое детство вспоминая)но это все равно хорошо, что я научила читать, хоть в чем-то отстающим деткам надо успевать, по чтению она в классе лучшая
  • А вы сами попробовали? У меня вот не получается так.
  • ребенок в школе пока, а вчера я уж не стала новыми способами мучить. Сегодня займемся. Думаю каждый час будем делать и пойдет дело
  • Как это может не получиться? Руку тыльной стороной подносим к подбородку. Не прижимаем, а просто подносим. Нараспев произносим слово – мааашииинааа. На каждом гласном звуке рот откроется – подбородок дотронется до руки. И неважно, что ребенок может и согласные тянуть – рот на них не открывается.
  • На первые опыты не берите слова, которые начинаются (или имеют в начале слова) букву У (улитка, рубашка). Она из всех гласных хуже артикулируется.
  • спасибо за подсказку! начну с простейших слов – рука, нога, маша
  • ударение ребенок не понимает вообще…. и кричали, и пели, и плясали
  • Рука не пойдет) начинать лучше с наипростейших – мама, папа, Маша (имя ребенка). Потом имена всех родителей-близких родственников, подружек, потом мы переходили на полные их имена (слогов побольше). Ребенку еще и интересно. У нас так пошло.
  • Дайте молоток) Ударить можно только 1 раз за слово, произносит слово целиком, бьет на ударный слог. Правильно ударил – приз)
  • на примерах. Брать слова и делить, делить, делить самой, пока “не дойдет наглядно”
  • сомневаюсь… ребенку не 4 года же
  • Какая разница, сколько ребенку лет? Задание не получается, у него страх неудачи. Поэтому, чтоб страх снять, начинаем с самого примитива, чтоб получилось. Для деления на слоги неважно, что делить – маму или синхрофазотрон, главное, чтоб суть понял.
  • Для ударения: “позвать” 3 раза слово (немного увеличивая скорость проговаривания), последний из которых громче и протяженее.Машина, машина, маШИИИИна!Самокат, самокат, самоКАААт.
  • 1. сколько гласных, столько слогов. гласные буквы можно петь, а согласные нет.2. можно руку поставить под подбородок – каждый слог – урар подбородка по руке.3. можно поиграть в кричалку болельщика. растягивать слово, как быдто болеете за любимую команду. 3 раза прокричали – на третий раз вышла правильная расстановка слогов.
  • вы хоть спросите – почему?мало ответит – надо ещ пояснить ответтогда и поймете где надо корректировать и что не понял
  • Я не автор, но вот с “гласные поются” у нас тоже были проблемы. Он и согласные умудрился петь (тянуть) и никак не втолковать было, чем аааааааа отличается от ммммммммм или шшшшшшшш. В итоге гласные просто вызубрил, благо их немного
  • Наш учитель советовал руку под подбородок: сколько раз подбородок ударит руку – столько слогов.
  • Ой, нам этот совет в свое время дурную службу сослужил.Дочка “звала” так: Тапочкииииииииии!!! Все, ударение на “и”.Мамочкаааааааааа!!!! – ударение на а.Солнышкооооооооо!!! – ударение на “о”…
  • Вот тоже хотела это написать.Дочка очень четко на слоги по этому методу разделяет.
  • Неправильно используетеСлово с ускорением проговаривайте трижды и ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ. до этого надо испробовать все остальные приёмы.
  • ответ: я так думаю, не знаю. А ответы свои не поясняет, хоть проси, хоть умоляй, хоть наказывай
  • вот точно так же! всё поется у ней
  • А моя очень любит петь – и она “поет” каждое слово на любимую в данный момент мелодию, вот и получается деление по слогам
  • моя тоже поет круглые сутки, но никакого деления не выходит
  • хлопать в ладоши, петь слова, прихлопывая. Сколько раз в слове карета вы хлопните?А вообще оно надо? скоро перенос уже пройдут и больше слоги никто не вспомнит )
  • Дочка в 7м классеЯ про опыт первого рассказала. Ей помог способ “сколько раз открыла рот” или “сколько гласных”.(Ради интереса – как это – с ускорением)
  • дааа???? правда? больше слоги не понадобятся????НО ПЕРЕНОС РЕБЕНОК НЕ ПОНИМАЕТ ВООБЩЕ
  • Понадобятся). А правила по математике ребенок понимает, сформулировать может про перемену мест слагаемых, например? Как с логическими заданиями дело обстоит?
  • много за кричалку болельщика
  • с математикой проще, перемену мест слагаемых как-то вообще с первого раза схватилас логическими заданиями не всегда хорошо, иногда пальцем в небо попадает. Рассуждалка хромает
  • отлично, поиграйте в перестановку слогов и составление новых слов из слогов.
  • интересно…..!!!! спасибо!!!
  • слоги прохлопывает, считает их вполне сносно. Но ударение…. поет так – кОООООлОООООбОООК! потом наугад заявляет, на какой слог ударение падаеткак научить выделять ударение? ну я шучу, говорю, что за кОлобок? разве так мы говорим? она: нет!!! ааа, значит на второй слог падает!я руки опускаю….
  • Дефектолог Ваше все…я серьезно. Если ребенку тяжелы такие элементарные вещи – нужно помогать. Как минимум консультация специалиста не повредит
  • ходим как раз сейчас, 4 из 10 занятий отходили. И раньше ходили… не доходят многие вещи
  • А в нашей школе, Испания, наоборот не учат читать по слогам, а сначала прочесть слово “в уме”, а потом вслух. Хорошо получается, сын читает пока не очень быстро, но спешить некуда, все еще впереди.
ПОДРОБНОСТИ:   Избыток железа в организме: причины, признаки и симптомы, лечение

Когда лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?

Как определить готовность ребенка к чтению?

Как научить ребёнка читать, не допуская излишних нагрузок?

Ребенок играется с пазлами
Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года

Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.

Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.

Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:

  • Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
  • Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
  • Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
  • Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.
Дети 6-ти лет читают книгу
Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать

Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Обучение по методике тюленева: достоинства и недостатки системы

«Научиться читать, раньше, чем ходить» — вот главный тезис методики Тюленева. Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?

ПОДРОБНОСТИ:   Грибок в горле у взрослого и ребенка: симптомы (ФОТО) и лечение

Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку

Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе — как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро

, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.

Обучение в игровой форме
Детей легче учить в игровой форме

В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.

Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.

Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это — первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.

Азбука МИР Тюленева
В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева

Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.

Достоинством методики Тюленева является отсутствие специальных упражнений и тестов, что позволяет ребенку развиваться самостоятельно при помощи правильно подобранных игрушек. Занятия просты; участие в них родителей минимально. Учет всех правил раннего развития, по мнению Тюленева, дает возможность многократно ускорить обучение и добиться поразительных результатов уже в первые годы жизни.

Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

Обучение ребенка слоговому чтению

Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.

Слоговое чтение
Карточки для слогового чтения

В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.

Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично.

Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка.

Обучение буквам
Знакомство с буквами

Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:

  • Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
  • Твердые звонкие согласные: Л, М
  • Глухие, шипящие звуки

В процессе изучения букв и звуков, не стоит торопить детей, пытаясь в максимально короткие сроки освоить весь букварь. Напротив: начинать каждое задание следует с повторения уже пройденного материала. Это позволит максимально прочно закрепить полученные навыки и знания. И развить правильную технику чтения у ребенка.

После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.

Кубики Зайцева
Кубики Зайцева для слогового чтения

Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.

ПОДРОБНОСТИ:   Когда назначают УЗИ на проходимость маточных труб и как проходит обследование

Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.

В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение.

Мама и дочка читают
Занятие должны быть ежедневными

Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.

Обучение чтению по методу г.домана

Эта методика подойдет как для самых маленьких, так и для детей постарше. Научить читать — просто, если превратить чтение в интересную и увлекательную игру – вот основная задача, которую преследует метод обучения чтения по методике Г.Домана. В его основе лежат пять базовых ступеней.

Биография ДоманаНа первом этапе ребенок заучивает первые 15 слов. Для обучения необходимо создать максимально комфортные, способствующие восприятию условия: помещение должно быть уютным, на ребенка не должны воздействовать никакие посторонние звуки и другие раздражители. Сам ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении.

Демонстрация карточек осуществляется следующим образом. Ребенку показывается изображение, помещенное на расстоянии около 35 сантиметров от лица. После чего родитель называет предмет, не комментируя при этом ничего и не заставляя его повторять. Аналогичная процедура повторяется и для другой карточки.

Карточки Домана
Тематические карточки Домана

Желательно сортировать карточки по тематическим категориям («Семья», «Фрукты», «Овощи», «Животные» и т.д.)

В первый день обучения карточки демонстрируются ребенку в среднем 4 раза. Повторение сеанса происходит примерно каждые полчаса. Общая продолжительность занятия, как правило, не превышает трех минут. Во второй день основное задание также повторяется трижды, кроме того ребенок получает еще три демонстрации нового комплекта карточек.

В третий день родитель использует уже три набора карточек по три в каждом. Количество занятий при этом возрастает до 9.

Таким образом, ребенок учит первые в своей жизни 15 слов. Подобрать их достаточно просто: это могут быть имена его близких, простых фруктов, овощей или продуктов питания, названия животных.

Разыивающие карточки
Развивающие карточки для маленьких детей

Как бы ни хотелось родителям ускорить процесс обучения, делать это нельзя ни в коем случае потому, что частая демонстрация карточек сделает занятия излишне скучными и неинтересными для ребенка. Не имеет смысла также и увеличение продолжительности занятий: уже за первые три дня ребенок приобретает навыки распознавания знаков, а также первичные навыки чтения.

Изучив первую группу слов, ребенок может переходить к другой. Тематику можно выбирать самостоятельно. Второй набор слов можно разделить уже на пять наборов по 4 группы в каждой. В дальнейшем для удобства можно будет каждые 5 дней убирать из набора одну карточку и заменять ее другой.

На втором этапе, когда ребенок уже обладает определенным запасом слов, можно переходить уже к разучиванию словосочетаний. Словосочетания играют роль связующего звена между словами и целыми предложениями.

Метод Домана
Если правильно использовать метод Домана, то ребенок сам научится читать за 2 месяца

Для того, чтобы научить ребёнка грамотно и легко читать целые словсочетания самостоятельно, составлять их нужно на основе тех слов, которые уже есть в его словарном запасе. К примеру, если ребенок уже выучил названия базовых цветов, к ним можно добавлять существительное: легкие словосочетания, получившиеся таким образом, будут легко усвоены ребенком. А значит, родителям можно будет переходить к более сложным: синонимам, антонимам и т.д.

Этапом, следующим за словосочетаниями, является изучение простых предложений. Словарный запас ребенка к тому времени расширяется уже до 75 слов.

Общее представление о технике чтения

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.

В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.
Как научить складывать слоги 🚩 как научить ребенка читать слитно 🚩 Школы

Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.

Как научить складывать слоги 🚩 как научить ребенка читать слитно 🚩 Школы
Adblock
detector